МОАУ "СОШ № 10 имени Героя Советского Союза Федора Константиновича Асеева"
город Бузулук, Оренбургская область
  • Функциональная грамотность

    Общая информация

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

     1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
    необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
    развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Банк заданий

    1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования (смотреть по ссылке).
    2. Открытые задания PISA (смотреть по ссылке).
    3. Электронный банк заданий по функциональной грамотности (смотреть по ссылке). 
    4.  ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) (смотреть по  ссылке) и Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности (V-IX классы) (смотреть по ссылке).

    Документы

    Информация о документах и материалах, которые регулируют вопрос формирования и оценки функциональной грамотности:

    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;

    Приказ министерства образования Оренбургской области от 13.09.2022 №01-21/1269 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся"

    Приказ Управления образования администрации города Бузулука от 10.10.2023 №01-09/419 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся ОО г. Бузулука на 2023/2024 учебный год"

    - Приказ МОАУ «СОШ № 10» от 17.10.2022 года № 01-07/353/1 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МОАУ «СОШ № 10» на 2023-2024 учебный год"

    Школьный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОАУ «СОШ № 10» города Бузулука на 2023-2024 учебный год

    Дополнительная информация

    Ссылки на полезные ресурсы:

    1. Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы ( по ссылке).
    2. Пошаговая инструкция «Как получить доступ к электронному банку заданий»  по ссылке.
    3. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» размещена по ссылке.
    4. Всё о финансах (по ссылке)
    5. Учебно-методический комплекc «Введение в финансовую грамотность» для начальной школы (по ссылке)
    6. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач (скачать)
    7. Внедрение функциональной грамотности. Региональный опыт. Сборник научных трудов (по ссылке)
    8. Онлайн-уроки финансовой грамотности для учащихся средних и общих образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организатором проекта выступает Центральный банк Российской Федерации - Банк России. (по ссылке)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie