Список Интернет-ресурсов в целях повышения эффективности противодействия преступлениям, совершенным с использованием информационных технологий
Материалы, подготовленные Дальневосточным юридическим институтом (филиалом) Университета прокуратуры Российской Федерации:
В целях повышения эффективности противодействия преступлениям, совершенным с использованием информационных технологий предлагаем вам ознакомиться с мошенническими схемами. Ознакомиться вы можете со схемами в видео по ссылкам:
1. Этюд "Звонок от сотрудника правоохранительных органов". Смотреть...
2. Мошенническая схема «Игра на бирже». Смотреть…
3. Мошенническая схема «Электронные письма, сообщения извонки от имени различных фондов». Смотреть…
4. Этюд «Звонок из службы безопасности банка». Смотреть…
Материалы, подготовленные Банком России:
Когда финансовых продуктов и услуг становится все больше, а сами они — все сложнее, разобраться в них бывает непросто.
Чтобы люди свободнее ориентировались в мире финансов, выбирали именно те услуги, которые им нужны, умели защитить свои права и дать отпор мошенникам, Банк России ведет работу по финансовому просвещению и повышению финансовой грамотности населения. Регулятор участвует в подготовке и актуализации образовательных материалов для школ и вузов, проводит вебинары и очные мероприятия, выпускает информационные ролики и обучающие игры.
При этом Банк России постоянно дополняет свой арсенал новыми современными форматами. Для молодежи — это подкасты, выступления в социальных сетях и коллаборации с известными финансовыми блогерами. Для людей старшего возраста — это онлайн-занятия «PensionFG» (https://pensionfg.ru/), а также беседы с пенсионерами во время городских и сельских мероприятий, в центрах социального обслуживания, библиотеках, отделениях почты. Здесь активную роль играют подготовленные Банком России волонтеры финансового просвещения (студенты, почтальоны, социальные работники, сотрудники финансовых организаций, вышедшие на пенсию). Для лиц с различными формами инвалидности — это аудио-лекции (https://fincult.info/teaching/audio/tsikl-audiolektsiy-finansovaya-kultura/), видеоролики на жестовом языке (https://fincult.info/teaching/o-finansovykh-produktakh-i-uslugakh-na-yazyke-zhestov/), книги и брошюры по финансовой грамотности шрифтом Брайля и другие адаптированные материалы (https://fincult.info/teaching/komplekt-materialov-po-finansovoy-gramotnosti-dlya-lyudey-s-invalidnostyu/).
Начинать разбираться в мире финансов лучше с самого детства, чтобы во взрослой жизни не сделать обидных финансовых ошибок. Сейчас финансовая грамотность изучается во всех школах страны, она стала частью таких обязательных предметов как обществознание, информатика, математика, окружающий мир и ОБЖ, а также внеурочных занятий. Большой популярностью пользуются всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности (https://cbr.ru/press/event/?id=14440#highlight=зачете) и онлайн-уроки (https://dni-fg.ru/).
С 2023 года идет цикл вебинаров «Финтрек» (https://t.me/fintrack_cbr) для студентов. В прямом эфире с ними общаются представители Банка России, финансовые эксперты, ученые. Они помогают молодым людям посмотреть на финансы— сквозь призму психологии, поведенческой экономики и современных технологий, а также делятся с аудиторией актуальной информацией из мира финансов, которую не найти в учебниках.
Огромное количество полезных материалов для самой широкой аудитории размещено на сайте «Финансовая культура» (https://fincult.info/). Преподаватели могут найти там специальный раздел (https://fincult.info/teaching/), где собраны обучающие и методические материалы. Также образовательные кейсы, игры, викторины и другие полезные продукты для учителей, методистов и волонтеров размещены в сообществе ВКонтакте (https://vk.com/finprosv).
- Финансовая грамотность. Смотреть…
- Банк России. Смотреть…
- Онлайн-уроки по финансовой грамотности. Смотреть…
- Финансовая культура. Смотреть…
- Истории о мошенничестве. Смотреть…
Материалы, подготовленные Минцифры России:
Интернет-мошенники регулярно изобретают новые схемы обмана. Однако соблюдая простые правила кибергигиены, вы сможете им противостоять. Проверьте свои навыки защиты от киберугроз и узнайте, как оградить от них себя и свою семью. Подробнее вся информация размещена на госуслугах по ссылке https://www.gosuslugi.ru/cybersecurity
- Кибербезопасность — это просто! Смотреть…
- Жизнь в цифровом мире дает нам новые широкие возможности, но и таит серьезные опасности. Смотреть…
- Мошенники разыгрывают по телефону спектакль? Выучи свою роль, чтобы не потерять деньги! Смотреть…
- Твой герой в игре прокачивает скилл защиты, а как насчет твоей защиты в интернете? Смотреть…
- Стань успешнее вместе с цифрой. Смотреть…
Материалы, подготовленные МВД России:
Сотовые операторы имеют обширную клиентскую базу, которая включает все категории населения. Некоторые клиенты, такие как дети, подростки и пожилые люди, привлекают особое внимание злоумышленников из-за своей доверчивости. Мошенники звонят, представляются сотрудниками мобильного оператора и утверждают, что договор на обслуживание абонента скоро заканчивается и связь отключат. Чтобы якобы избежать этого, мошенники предлагают продлить договор через СМС-код, который приходит во время звонка. С его помощью злоумышленники входят в личный кабинет на "Госуслугах". После этого они получают персональные данные для кражи денег с банковских счетов, оформления кредита, продажи на нелегальных форумах и вовлечения в другие преступные действия. Схема спланирована таким образом, что во время разговора злоумышленник не упоминает деньги и создает иллюзию заботы о клиенте, чтобы убедить выполнить действия, которые могут привести к финансовым потерям.
Какие риски такая схема несет для пользователей?
Один из рисков для пользователей - утечка персональных данных, следовательно, потеря контроля над средствами и доступа к личным кабинетам на различных платформах. После передачи сведений клиент сотового оператора не может контролировать свой аккаунт на "Госуслугах", чем обязательно воспользуется мошенник. Например, оформит кредиты или микрозаймы с помощью чужих паспортных данных.
Мошенник может взломать другие приложения и соцсети, чтобы получить личную информацию: фото, видео, переписки для дальнейших махинаций и шантажа.
Как понять, что звонит мошенник
Опытные мошенники знают, как эмоционально воздействовать на людей и получить желаемую информацию. Под видом представителя сотового оператора они предлагают продлить договор или подключить дополнительные услуги, чтобы не было сомнений, что звонок поступил от компании. Если клиент отказывается, мошенник может поставить ультиматум и пригрозить отключить телефон от связи.
Разговор спланирован так, чтобы клиент не успел оценить ситуацию и поддался на уловку. Далее мошенники запугивают потерей связи, после чего сразу предлагают быстрое решение проблемы - предоставить необходимые данные. Клиент, находясь в замешательстве, стремится быстрее решить проблему и легко передает мошенникам всю информацию.
Как защититься от такой схемы
Для защиты от мошенников, выдающих себя за сотрудников мобильных операторов, рекомендуется соблюдать меры безопасности. В случае такого звонка необходимо сразу прервать разговор. Не сообщать данные карт, коды из СМС, логин и пароль для входа в личный кабинет, другую конфиденциальную информацию.
Основное правило - не передавать по телефону код из СМС. Информацию можно проверить в личном кабинете на сайте или в приложении мобильных операторов. Многие компании отказались от личных звонков клиентам для решения вопросов.
Что делать, если вас уже обманули
Если мошенники получили код из сообщения, а сим-карта перестала работать, необходимо срочно связаться со службой поддержки и прийти в офис оператора для перевыпуска карты.
Кроме того, с помощью браузеров и антивирусных программ можно отслеживать, какие учетные данные были утеряны, чтобы своевременно их заменить.
Посмотрите видеоролики и будьте внимательны!
Материалы, размещенные на интернет-сайтах финансово-кредитных учреждений:
Мы часто сталкиваемся с мошенниками. Государством ведется большая работа по предупреждению всякого рода мошенничестваю Сбербанк создал специальный раздел "Кибрарий", в котором собрана полная библиотека знаний по кибербезопасности.
Материалы, размещенные на интернет-сайтах операторов сотовой связи:
Сотовый оператор Мегафон на страже вашей безопасности. В личном кабинете создан раздел "Безопасное общение", в котором даются рекомендации абонентам по предупреждению мошенничества. Также оператор сотовой связи защищает от SMS‑спама, предупреждает об угрозах, ограничивает нежелательные звонки.
Безопасное общение. Смотреть…
Материалы, размещенные на интернет-сайтах компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационной безопасности:
«Азбука кибербезопасности» (https://kids.kaspersky.ru/article/azbuka_kiberbezopasnosti). Что это такое? Кибербезопасность помогает нам использовать современные технологии — от планшета до голосового помощника — и исследовать онлайн-мир, не беспокоясь о возможных цифровых угрозах.
Онлайн-мир огромен и полон возможностей: можно путешествовать, не выходя из дома, узнавать что-то новое каждый день, общаться с друзьями, изучать иностранные языки и, конечно, играть и развлекаться.
Как и в обычной жизни, в виртуальной тоже стоит быть внимательными. Неосторожность в цифровом пространстве и незнание базовых правил кибергигиены грозят серьёзными неприятностями. Например, можно нечаянно скачать на свой планшет или телефон вредоносную программу, которая передаст злоумышленникам важные данные, потерять все достижения из любимой игры или даже деньги.
Чтобы твоё путешествие в виртуальном мире было захватывающим и познавательным, а неприятности обходили стороной, изучи нашу киберазбуку от А до Я. Ты познакомишься с новыми технологиями, узнаешь, как избегать цифровых угроз и не попадаться на уловки онлайн-мошенников.